Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях становится важным формирование социально жизнеспособной и успешной личности в среднем возрасте. В данном возрасте на первый план выходит ситуация выбора дальнейшего жизненного пути. В то же время в этот возрастной период личности придется преодолеть некоторые кризисы личностного развития.
Кризис относится к острому эмоциональному состоянию, который возникает в ситуациях, когда человек сталкивается с препятствиями для удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которые невозможно устранить путём решения проблем, известных человеку по прошлому жизненному опыту. Когда субъект сталкивается с ситуацией, в которой дальнейшее существование в предыдущем состоянии невозможно, то есть субъект неспособен реализовать внутренние потребности своей жизни (мотивы, стремления, ценности).
Психологический кризис – это внутреннее расстройство эмоционального равновесия, возникающее под воздействием угроз, которые вызваны внешними обстоятельствами.
Одним из жизненных кризисов развития личности среднего возраста является кризис смысла жизни, именно в процессе переживания кризиса смысла жизни, когда человек не в состоянии регулировать свою важную деятельность и не имеет жизненных перспектив, человек ищет себя, новые ценности и смыслы, соответствующие условиям жизни.
Кризис смысла жизни – это процесс развития личности, несущий психологический опыт, который характеризуется трансформацией ценностно-смысловой сферы, которая составляет «ядро личности» и задает направление всей жизни.
Согласно возрастному подходу, кризис смысла жизни определяется как нормативный кризис личности во взрослом возрасте, который неизбежен и необходим для достижения более высокого уровня личностной зрелости в связи с переосмыслением личностью основных жизненных ценностей, которые устойчиво осознавались в прошлом, но на сегодняшний день исчерпаны и не имеют перспектив на будущее.
Формирование и отражение ценностно-смысловой сферы изучали такие учёные, как С.Л. Рубинштейн, И.Е. Кон, Т.В. Снегирева, И.Д. Дубровина, К.А. Абульханова-Славская.
В среднем возрасте человек сталкивается с различного рода жизненными ситуациями, проблемы, требующие зрелых решений, размышлений и изменения мнений на всю жизнь.
Актуальность данного исследования. Осознанный опыт человека, который переживает кризис смысла жизни в среднем возрасте, всегда способствует развитию личности и приводит к формированию конструктивных стратегий преодоления кризисных ситуаций в дальнейшей жизни. Что на сегодняшний день для психологов является самым важным вопросом.
В психологии вопрос о смысле жизни разделяют на концепции: А. А. Бодалева, Б. С. Братуса, Г. А. Вайзера, Н. Л. Карпова, К. В. Карпинского, Д. А. Леонтьева, А. В. Суворова.
Цель данного исследования – изучить феномен смысложизненного кризиса в отечественной и зарубежной психологии.
Задачи, исходя из цели будут следующими:
1. Изучить проблему смысложизненного кризиса в психологической науке.
2. Рассмотреть психологические особенности личностных кризисов середины жизни.
3. Проанализировать исследования феномена смысложизненного кризиса в отечественной и зарубежной психологии.
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы смысложизненного кризиса личности среднего возраста в отечественной и зарубежной науке
1.1 Проблемы смысложизненного кризиса в психологической науке
Кризис смысла жизни создается объективными трудностями и противоречиями, с которыми сталкивается человек в поиске и практической реализации смысла жизни [13].
Кризис смысла жизни может быть вызван различными этиологиями, среди которых наиболее распространенными являются:
– отсутствие смысла в жизни и неспособность определить его;
– девальвация или кардинальная переоценка смысла, который ранее освещался и вел образ жизни [13];
– потеря смысла жизни в критических жизненных ситуациях;
– истощение смысла жизни в процессе реализации;
– дисгармония смысла жизни с точки зрения содержания, структурных, функциональных и динамических параметров [13];
– неоптимальная стратегия практической реализации смысла жизни;
В данный период формируется образ «Я», осознается переживание внутреннего мира как ценности, формируется мировоззрение, осуществляется личностное и профессиональное самоопределение, строится жизненный план, вырабатывается «рефлексивная стратегия».
В. Е. Чудновский писал, что «смысл жизни – это идея, которая включает в себя цель жизни человека, присвоенная им и ставшая для него очень высокой ценностью» [15].
Смысл жизни – это многоуровневое смысловое образование с определенной иерархией, подчиненностью, характеризующееся определенной степенью пластичности, гибкости, совместимости, а также шириной, объемом, масштабом.
Онтологическая позиция смысла жизни состоит в том, что он является высшим смысловым образованием личности, составляет всю смысловую сферу сознания и задает направление личной деятельности в биографическом масштабе [1].
Смысл жизни – это «ядро» жизненной позиции как совокупности осознанных жизненных мотивов (ценностей) человека. В системе, регулирующей жизнедеятельность субъекта, смысл жизни выполняет определенную рефлексивную и регулятивную функцию, которая направляет активность личности на субъективно значимые события и жизненные ситуации и в конечном итоге обеспечивает непрерывность ее деловой жизнедеятельности, которая объективируется в целостную и внутренне логичную линию жизни [1].
К. А. Абульханова-Славская выделила три центральных компонента, структурирующих процессы человеческой деятельности: местоположение жизни, линия жизни и смысл жизни [1].
Их соотношение в структуре жизнедеятельности индивида таково, что линия жизни представляет собой долгосрочную реализацию жизненной позиции индивида, которая является индивидуальным смыслом жизни [2].
Смысл жизни устойчиво определяет жизненный путь человека как способ реализации жизненного пути, который определяется индивидуальными чертами личности, образом жизни, присущим данному человеку. Образ жизни индивида, в отличие от социально-исторического образа жизни, всегда задается индивидуальными особенностями индивида, и среди этих характеристик главное место принадлежит смыслу жизни как идее, ценности высшего порядка и степени общности, которая пронизывает отношение человека ко всем фактам его жизни, подчиняет ход общему жизненному пути [3].
Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватное переживание целенаправленного направления собственной жизни. С психологической точки зрения главное – не осознанное представление о смысле жизни, а насыщение реальной повседневной жизни реальным смыслом. Леонтьев рассматривает смысл жизни как концентрированный описательный признак важнейшей и обобщенной динамической смысловой системы, которая отвечает за общее направление жизни всего субъекта [3].
Концепция смысла основана на экзистенциалистской школе (Дж. Буженталь, Р. Мэй) – это одна из центральных вещей в работах всех представителей школы. Из экзистенциалистов Дж. Буженталь был одним из первых людей, задумавшихся о смысле жизни. Ясперс интерпретирует это как реальный опыт, который специфически присущ внутреннему восприятию человеком духовных отношений, возникающих благодаря определенной внутренней работе. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, выбор, подчинение страху перед неизвестным и неуверенность в себе приводят к потере контакта с «внутренним я», потере смысла и экзистенциальной тревоге [25].
Проблема переживания жизненного кризиса представляет большой интерес для психологии, поскольку она обусловлена сложностью самой жизни, в которой всегда возникают противоречия (Ф. Е. Василюк, М. Ю. Овчинникова, А. С. Шаров, Э. Г. Эриксон).
Кризис смысла жизни создает трудности и противоречия в жизни индивида, искажает психологическое течение времени и деформирует психологический возраст индивида. Согласно предположению В. Франкла, с потерей смысла жизни «его внутренний временной план, его переживание времени теряет всю свою структуру» [25].
Одним из жизненных кризисов развития личности разного возраста является кризис смысла жизни, именно в процессе переживания кризиса смысла жизни, когда человек не в состоянии регулировать свою важную деятельность и не имеет жизненных перспектив, человек ищет себя, новые ценности и смыслы, соответствующие условиям жизни. Эта ситуация, меняя отношение к жизни и трансформируя ценностно-смысловую сферу,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизни //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. – С. 19–44.
2. Авдеева Т.Г. Взаимосвязь смысловой сферы и самореализации личности во взрослом возрасте // Альманах современной науки и образования. 2015. – № 1 (91). – С. 10–14.
3. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. – 1998. – № 1. – С.15–26.
4. Албегова И.Ф. Тайна кризиса – танец пяти форм психотехнологий ЯрГУ в социальной работе, Выпуск 6, 2001. – С.17–22.
5. Анциферова Л.И. Личность в сложных жизненных условиях: переосмысление, трансформация ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – с. 3–18.
6. Братченко С.Л. Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы личностной самореализации. – Санкт–Петербург, 1997. – с.38–46.
7. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. – 1995. – № 3.
8. Волкова Л.А., Борисова Т.Н. Стратегии преодоления кризиса среднего возраста //Аллея науки. – 2018. Т. 5. – № 9 (25). – С. 112–117.
9. Галкина Н.С. Соционика в работе психолога над проблемой кризиса смысла жизни // Менеджмент и персонал: психология управления, соционика и социология. – 2013. – № 12. – с. 33–37.
10. Гвоздецкая В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в разные периоды возрастных кризисов // Науки Европы. – 2016. № 9–4 (9). – С. 12–24.
11. Кожина Е.Л. Проблемы среднего возраста. – Санкт–Петербург: Невский проспект, 2001– – 183 с.
12. Колесникова В.И., Подгорецкая О.М. Кризис среднего возраста у мужчин: теоретическая интерпретация и эмпирическая феноменология (юнгианский подход) // Ученые записки Крымского инженерно–педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2017. – № 4 (10). – С. 80–83.
13. Крейг Г. Психология развития / Крайг Г., Бокум Д. Д. – СПб.: 2005– – 940 с.
14. Краснова О.В., Краснов А.А. Кризисы развития: по результатам контент–анализа шестидесяти возрастных периодизаций // Модели, системы, сети в экономике, технологии, природе и обществе. 2014. № 1 (9). С. 179–188.
15. Кузнецова О. С. Особенности переживания кризиса среднего возраста лицами зрелого возраста // Молодой ученый. – №23, 2017. – с. 275–277.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003. – 143с.
17. Лествицкая Е. Пережить кризис среднего возраста // Психология / Психология. – 2016. – № 3. – с. 108–109.
18. Лайвхуд Б. Жизненные кризисы – шансы на жизнь. Развитие человека в период между детством и старостью. Калуга, 1994.
19. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – 172 с.
20. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. – М.: «Генезис», 2004. – 127 с.
21. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. – Новосибирск: 1989. – 125 с.
22. Пулатова Е.К. Теоретические аспекты изучения возрастных кризисов // Развитие профессионализма. – 2016. – № 2 (2). – С. 184–186.
23. Розенфельд А.С. Саморазвитие человека среднего возраста: сущность, проблемы, специфика // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 11 (141). – С. 162–168.
24.Тимофеев А.Д. Восприятие времени во время личностного кризиса: на материале кризиса среднего возраста: диссертация... Кандидат психологических наук: 19.00.01 / Тимофеев Артур Дмитриевич; [Место защиты: Российский государственный гуманитарный университет. ун–т (РГГУ)]. – Москва, 2013. – 122 с.
25. Шликбаева Б.А., Жусупова Р.Т. Кризис среднего возраста // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2017. – № 3–2. – с. 67–79.